Новое противораковое лекарство с очень небольшим количеством побочных эффектов значительно улучшает выживаемость пациентов с лимфомой Ходжкина, у которых другие методы лечения неэффективны, и у них почти нет вариантов.
Онколог Медицинского центра Университета Лойолы Скотт Э. Смит, доктор медицинских наук, представил данные о выживаемости для препарата брентуксимаб ведотин (Adcetris) на 17-м Конгрессе Европейской гематологической ассоциации. Смит – директор программы исследования гематологических злокачественных новообразований Лойолы.
В многоцентровое исследование вошли 102 пациента с лимфомой Ходжкина, у которых возник рецидив после трансплантации стволовых клеток. Опухоли исчезли у 32 процентов пациентов и уменьшились как минимум наполовину у 40 процентов пациентов. Еще у 21% пациентов наблюдалось уменьшение размеров опухоли. Лишь 6 процентов пациентов не ответили на препарат.
Шестьдесят пять процентов пациентов были живы через 24 месяца, а у 25 процентов пациентов рак вообще не прогрессировал.
Эти "обнадеживающие результаты у пациентов с исторически плохим прогнозом," исследователи сказали.
Пациентке Лойола Мишель Салерно не удалось провести две трансплантации стволовых клеток – одну с использованием ее собственных клеток, а другую с использованием клеток, подаренных ее братом, – и несколько курсов химиотерапии перед тем, как перейти на брентуксимаб ведотин. После трех или четырех инфузий она перестала страдать от озноба, пота, высокой температуры и зудящей боли с головы до ног. И она почти не испытала побочных эффектов, характерных для химиотерапии.
"Я сохранил волосы и никогда не чувствовал рвоты," она сказала. "Вы получаете наркотик, идете домой, вы чувствуете себя хорошо."
Стандартный режим – 30-минутная инфузия каждые три недели. Пациент обычно получает 16 доз в течение 48 недель.
Лойола ввел около 500 доз 60 пациентам. "Многие наши пациенты отлично справляются с этим режимом," Смит сказал.
Лимфома Ходжкина – это рак иммунной системы. Большинство пациентов можно вылечить с помощью химиотерапии или лучевой терапии, особенно если болезнь диагностирована на ранних стадиях. Однако, если первоначальное лечение не дает результатов, пациенту может потребоваться трансплантация аутологичных стволовых клеток. В этой процедуре используются собственные стволовые клетки пациента, чтобы заменить клетки иммунной системы, разрушенные высокодозной химиотерапией или радиацией.
Около 50 процентов пациентов, перенесших трансплантацию аутологичных стволовых клеток, рецидивируют. Среди пациентов с рецидивом выживают только 10 процентов.
В прошлом году Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов одобрило брентуксимаб ведотин для пациентов, которые либо не прошли трансплантацию аутологичных стволовых клеток, либо не имеют права на трансплантацию стволовых клеток, либо не прошли два режима комбинированной химиотерапии.
Брентуксимаб ведотин – это антитело, прикрепленное к мощному химиотерапевтическому препарату. Антитело действует как сигнал самонаведения, доставляя химиопрепарат к клеткам лимфомы. "Брентуксимаб представляет собой очень интересную новую концепцию в борьбе с раком," сказал онколог Тулио Родригес, доктор медицины, который лечит Салерно и является медицинским директором программы трансплантации костного мозга Лойолы. "Он обеспечивает эффективную химиотерапию там, где это необходимо – в раковые клетки."
Больные раком часто ослабляются не только из-за рака, но и из-за химиотерапии. По словам Родригеса, препараты адресного действия, такие как брентуксимаб, могут избавить пациентов от вредного воздействия традиционной химиотерапии.
Исследование показало, что побочные эффекты от брентуксимаба в целом были незначительными. Только 9 процентов пациентов страдали тяжелой периферической нейропатией, 2 процента имели сильную усталость и 1 процент страдали тяжелой диареей.
Салерно сказала, что единственным значительным побочным эффектом, который она испытала, была легкая невропатия, которая исчезла при снижении дозы.
43-летний Салерно уже 10 лет борется с лимфомой Ходжкина. Хотя она не излечилась, сказала она, "Я чувствую себя прекрасно и у меня хорошее качество жизни."
Салерно, которая живет в Ломбарде, сказала, что ее лечение вдохновило ее на открытие бизнеса. Она продает мешочек Джоуи ?? – небольшой мягкий мешочек, предназначенный для удобного удержания просветов центрального венозного катетера, чтобы пациенту было удобнее в повседневной деятельности или во время сна. Носится на шее, рядом с грудью. Мешочек Джоуи назван в честь брата Салерно, Джоуи, который пожертвовал стволовые клетки, использованные при одной из ее трансплантаций.
Родригес сказал, что чувствует огромное удовлетворение, когда вместе с Салерно проходит компьютерную томографию, чтобы показать ей, как ее болезнь возвращается в ремиссию. Но он предупредил, что брентуксимаб, как и все лекарства, потенциально токсичен. "Пациентам следует обсудить со своими врачами плюсы и минусы приема этого препарата и обсудить, подходит ли он им," Родригес сказал.