Ключевые факторы риска болезни Альцгеймера влияют на мужчин больше, чем на женщин, показало исследование

Ученые из Университета Альберты обнаружили, что важные факторы риска болезни Альцгеймера по-разному влияют на мужчин и женщин.

“Два типа риска болезни Альцгеймера действуют на мужчин и женщин по-разному, причем кардинально”, – говорит Маккензи Хил, студентка магистратуры по нейронаукам в аспирантуре Института нейронаук и психического здоровья и ведущий автор недавнего исследования.

В масштабном исследовании ученые использовали нейроинформатику для анализа данных 623 пожилых людей за 44 года их жизни, от 53 до 97 лет, взятых из базы данных Victoria Longitudinal Study.

Исследователи изучили два известных фактора риска болезни Альцгеймера – ген под названием bridging integrator 1 (BIN1) и состояние сосудов, измеряемое по пульсовому давлению. Затем они сравнили известный ранний симптом – снижение эпизодической памяти – у мужчин и женщин. Эпизодическая память относится к воспоминаниям о повседневных событиях, например, о том, что мы ели на завтрак в предыдущий день.

“В ходе исследования мы обнаружили, что на снижение памяти у всех негативно влияет плохое состояние сосудов (высокое пульсовое давление)”, – объясняет Хил. “Во-вторых, у людей с генетическим риском BIN1 даже хорошее пульсовое давление не могло защитить их от потери памяти. И в-третьих, у мужчин с генетическим риском BIN1, а также плохим состоянием сосудов, склоны были намного круче, что свидетельствовало о резком снижении памяти, в то время как у женщин этого не происходило”.

У женщин чаще диагностируют болезнь Альцгеймера
Этот результат является неожиданным, поскольку у женщин болезнь Альцгеймера диагностируется чаще, чем у мужчин. Этому есть несколько причин, одна из которых заключается в том, что женщины живут дольше мужчин, но есть и другие нейробиологические и гормональные изменения в середине жизни, которые также играют свою роль.

Открытие того, что эти два фактора риска не оказывают одинакового влияния на женщин, говорит о важности учета различий между мужчинами и женщинами при диагностике и лечении болезни Альцгеймера, – говорит руководитель выпускников Хил и соавтор исследования Роджер Диксон, профессор психологии факультета естественных наук и член NMHI.

“Необходимы точные медицинские подходы, для человека с одним профилем риска может потребоваться другое лечение по сравнению с другим, и это имеет важные последствия для профилактики и лечения”.

Коварное начало

Исследователи изучили данные за 44 года, потому что болезнь Альцгеймера имеет “коварное начало”, отмечает Диксон.

“Это означает, что она начинается гораздо раньше, чем мы можем ее диагностировать. Не только за пять, но и за 10, 15, 20 лет до постановки диагноза в мозге происходят изменения, которые являются ранними сигналами болезни”.

“Многие исследователи стремятся найти людей, которые подвержены наибольшему риску развития болезни Альцгеймера задолго до того, как она у них появится, потому что, как только она появится, мы мало что сможем сделать, кроме как облегчить некоторые симптомы”, – говорит Диксон.

Проблема заключается в том, как определить людей, которые подвержены высокому риску.

“К счастью, существует ряд крупномасштабных продольных исследований, в которых мы следим за пожилыми людьми и получаем траектории изменения со временем факторов, имеющих значение для развития болезни Альцгеймера – и именно сюда попадает статья Маккензи”, – говорит Диксон.

“Нам нужна нейроинформатика и аналитические технологии, которые помогут нам выявить комбинации рисков, которые являются наиболее проблематичными для отдельных людей”.

Пути профилактики

По словам Диксона, еще одним осложняющим фактором является то, что каждый человек с возрастом накапливает некоторые факторы риска, и существует множество факторов риска, которые могут привести к болезни Альцгеймера. Поэтому не существует какого-то одного фактора риска, который мог бы сказать исследователям, кто заболеет или нет – это комбинация, которая развивается со временем.

Но если у них есть правильные данные, они могут отследить и определить, кто подвержен наибольшему риску, говорит он.

“Существует множество путей, ведущих к болезни Альцгеймера, поэтому в исследовании рассматривался как генетический риск, так и здоровье сосудов по отдельности и вместе”, – говорит Диксон. “Некоторые пути ведут к болезни Альцгеймера, а некоторые – в сторону от нее. Мы занимаемся тем, что находим подтипы, определяемые этими факторами риска, и определяем, какие из них с наибольшей вероятностью получат пользу от того или иного вмешательства по снижению риска”.

“Нам нужно уметь определять факторы риска гораздо раньше, – добавляет Хил, – потому что в настоящее время нет лекарства от болезни Альцгеймера”.

Ещё на этих выходных про массовые смс рассылки почитал, думаю это должно заинтересовать достаточно большое количество людей. Заходите не пожалеете.