Каждый десятый ребенок в США рождается недоношенным – менее 36 недель – каждый год.
Младенцы, родившиеся рано, подвергаются более высокому риску долгосрочных проблем со здоровьем и задержек нервного развития и когнитивных функций. Согласно новому исследованию недоношенных детей в Висконсине, не все недоношенные дети сталкиваются с одинаковыми проблемами. Дети, которые испытали значимое и качественное родительское взаимодействие, продемонстрировали лучшие способности к обучению и социальные навыки, чем недоношенные дети, которые не испытывали подобных родительских взаимодействий.
Долгосрочное исследование, проведенное исследователем центра Waisman Center Джули Пёльманн-Тайнан, доктором философии, показывает, что проблемы, часто связанные с недоношенными детьми, не идентичны и что различия в группах недоношенных детей являются обычным явлением. Исследование под названием "Риск и устойчивость недоношенных детей в возрасте 6 лет" была опубликована в сентябрьском выпуске журнала «Развитие и психопатология» и наблюдалась за недоношенными детьми в течение первых шести лет их жизни. В исследовании участвовали 173 ребенка, родившихся на сроке до 36 недель в трех отделениях интенсивной терапии новорожденных в Висконсине. Младенцы оценивались в несколько временных точек, начиная непосредственно перед выпиской из отделения интенсивной терапии и заканчивая шестилетним возрастом. Это исследование было одним из первых, которые предоставили доказательства устойчивости во время перехода недоношенного ребенка в школу и выявили индивидуальные и семейные факторы, которые могут способствовать устойчивости.
"Сосредоточиться на наиболее слабых с медицинской точки зрения или наиболее недоношенных младенцах – значит упустить многих детей из группы высокого риска. Важно распространить скрининг развития на всех недоношенных младенцев, а также включить в процесс скрининга родителей и семьи," говорит Пёльманн-Тайнан.
В дополнение к медицинской информации, полученной вскоре после рождения, исследователи провели несколько домашних визитов, чтобы понаблюдать за игровым взаимодействием матери и ребенка. Недоношенные дети также участвовали в двух игровых взаимодействиях матери и ребенка и в оценках когнитивного развития и саморегуляции в Центре Вайсмана. Матери также заполняли анкеты, в которых рассматривались способности, сильные стороны и навыки их ребенка в академической, социальной и поведенческой областях.
Исследование показало, что недоношенных детей можно разделить на три группы: устойчивые, подверженные риску и имеющие проблемы. Дети, которых считали устойчивыми (31% участников), были хорошо адаптированы и имели положительное социальное и академическое развитие, несмотря на риски, связанные с их преждевременными родами. Дети, отнесенные к группе риска или имеющие проблемы (69% участников) в возрасте шести лет, демонстрировали значительно более низкий уровень функционирования по сравнению с их устойчивыми сверстниками. Группы риска и группы с проблемами были более склонны к СДВГ и испытывали трудности с социальной деятельностью и поддержанием отношений со сверстниками среди других исходов, связанных с преждевременными родами. Группы риска и группы с проблемами показали менее оптимальную саморегуляцию, социальные навыки и академическую успеваемость по сравнению с их сверстниками из устойчивой группы.
Пёльманн-Тайнан сосредоточила внимание на том, как дети, рожденные недоношенными, демонстрируют способность развиваться по трем маркерам развития – поведенческому, социальному и академическому – несмотря на риски, связанные с их недоношенностью. Она также изучила роль матери в развитии недоношенных детей.
"Важно следить за недоношенными детьми по мере их взросления, особенно когда они достигают школьного возраста. Некоторые проблемы, такие как проблемы с вниманием, трудно выявить до этого времени," говорит Полман-Тайнан, директор Лаборатории взаимодействия детей и родителей Центра Вайсмана и профессор экологии человека. "Многие дети, рожденные в поздних недоношенных сроках – от 34 до 36 недель, – подвержены риску поведенческих трудностей." Пёльманн-Тайнан сотрудничал с Эмили Герштейн, доктором философии, бывшим научным сотрудником Центра Вайсмана, которая сейчас работает на факультете Университета Миссури-Сент. Луи и А.J. Швихтенберг, доктор философии Университета Пердью.