Теперь она вам нравится, а теперь нет: стимуляция мозга может изменить то, насколько мы любим и ценим музыку

Наслаждение музыкой считается субъективным опытом; то, что одному человеку нравится, другому может показаться раздражающим. Музыкальные теоретики давно подчеркивали, что, хотя музыкальные вкусы и относительны, наше удовольствие от музыки, будь то классика или хэви-метал, возникает, среди прочего, из структурных особенностей музыки, таких как аккорды или ритм-паттерны, которые вызывают предвкушение и ожидание.

Теперь исследователи из Монреальского неврологического института и больницы Университета Макгилла доказали, что можно увеличить или уменьшить наше удовольствие от музыки и нашу тягу к ней за счет улучшения или нарушения определенных мозговых цепей.

Предыдущие исследования с использованием изображений мозга показали, что прослушивание приятной музыки задействует мозговые цепи, участвующие в ожидании награды и удивлении, известные как лобно-полосатые цепи. Однако никто никогда не проверял, важны ли эти схемы для музыкального вознаграждения или ими можно манипулировать, что приводит к изменениям в субъективных и физиологических показателях переживаемого музыкального удовольствия.

Чтобы модулировать работу лобно-полосатых контуров, исследователи из лаборатории Роберта Заторре использовали неинвазивную технику стимуляции мозга, транскраниальную магнитную стимуляцию (ТМС), которая использует магнитные импульсы для стимуляции или подавления отдельных частей мозга. В этом случае исследователи применили ТМС над левой дорсолатеральной префронтальной корой (DLPFC). Исследования изображений головного мозга показали, что стимуляция в этой области модулирует функционирование лобно-полосатых цепей, что приводит к высвобождению дофамина, ключевого нейромедиатора в обработке вознаграждения.

В трех отдельных сеансах исследователи применяли возбуждающую, тормозящую или не действительную ТМС над левым DLPFC к здоровым участникам. После стимуляции участники слушали свою любимую музыку, а также музыку, выбранную исследователями. Во время прослушивания музыки участники должны были в режиме реального времени оценивать свое удовольствие от музыки, а исследователи также измеряли свои психофизиологические реакции. Кроме того, участникам была предложена возможность приобрести музыку, выбранную исследователями, за реальные деньги, чтобы измерить их мотивацию снова послушать музыку.

Исследователи обнаружили, что, по сравнению с контрольной сессией, симпатия к музыке, психофизиологические показатели эмоций и мотивация участников покупать музыку были усилены возбуждающей ТМС, в то время как все эти показатели были уменьшены тормозной ТМС.

"Их результаты показывают, что функционирование лобно-полосатых контуров важно для нашего удовольствия от музыки. Это указывает на то, что роль этих цепей в обучении и мотивации может быть незаменимой для получения музыкального удовольствия," говорит Эрнест Мас Эрреро, научный сотрудник и первый автор исследования.

Mas Herrero теперь использует комбинацию ТМС и функциональной магнитно-резонансной томографии, чтобы определить, какие конкретные области и цепи ответственны за изменения, обнаруженные в этом исследовании.

"Демонстрация того, что удовольствие и ценность музыки могут быть изменены с помощью ТМС, является не только важной – и замечательной – демонстрацией того, что схема, лежащая в основе этих сложных реакций, теперь становится все более понятной, но также имеет возможное клиническое применение," говорит Роберт Заторре, профессор неврологии и нейрохирургии и старший автор исследования. "Многие психологические расстройства, такие как зависимость, ожирение и депрессия, связаны с плохой регуляцией схемы вознаграждения. Демонстрация того, что этой схемой можно манипулировать так конкретно по отношению к музыке, открывает двери для многих возможных будущих приложений, в которых может потребоваться регулирование системы вознаграждения с повышением или понижением."

Это исследование было опубликовано в журнале Nature Human Behavior в ноябре. 20, 2017.