Согласно новому исследованию, опубликованному в Psychological Science, журнале Ассоциации психологических наук, у детей чувство обладания телом отличается от чувства взрослых, что указывает на то, что наше чувство физического «я» со временем развивается.
Многие из наших органов чувств – зрение, осязание и ориентация тела – объединяются, чтобы сформировать наше восприятие наличия и обладания телом. Ученый-психолог Дороти Коуи из Goldsmiths, Лондонского университета и ее коллеги выдвинули гипотезу, что могут быть возрастные различия в том, как эти процессы объединяются. Чтобы проверить эту гипотезу, они использовали хорошо известную сенсорную иллюзию, называемую "иллюзия резиновой руки."
В этой иллюзии участник сидит, положив левую руку на стол, но скрыт от глаз. Вместо того, чтобы смотреть на свою настоящую левую руку, она смотрит на фальшивую левую руку. Экспериментатор садится через стол и гладит кистью левую руку участника, а также поглаживает искусственную резиновую руку. Когда мазки кистью совпадают так, что они происходят в одно и то же время и в одном и том же месте на обеих руках, участник часто будет чувствовать, что фальшивая рука – ее собственная, и воспринимать прикосновение, которое она ощущает, как результат кисти, которую он видит, гладя фальшивую руку.
Коуи и его коллеги протестировали детей трех разных возрастных групп (4-5; 6-7; и 8-9 лет), а также взрослых участников. После поглаживания участников попросили закрыть глаза и указать указательным пальцем правой руки под столом так, чтобы он находился прямо под указательным пальцем левой руки их настоящей руки.
Как и взрослые, дети были чувствительны к тому, совпадают ли зрение и сенсорные сигналы, подаваемые при поглаживании, на настоящих и поддельных руках. Когда они были сопоставлены, все участники испытали иллюзию резиновой руки, и когда их попросили указать на свою настоящую руку, точки смещались ближе к фальшивой руке и дальше от их собственной руки.
Интересно, что дети всех возрастов сильнее реагировали на иллюзию, чем взрослые. Это показывает, что дети больше, чем взрослые, полагаются на свое тело, чтобы определить свое физическое «я»; полагаться на зрение создавало сильную предвзятость в сторону фальшивой руки, на которую они смотрели.
Эти результаты показывают, что есть два различных процесса, лежащих в основе чувства тела, которые развиваются в соответствии с разными графиками: процесс, основанный на видении прикосновений к руке, развивается в раннем детстве, в то время как процесс, вызываемый видением руки перед собой, не развивается. полностью развиваться до более позднего возраста.