Младенцы, рожденные недоношенными: два исследования определяют пути к лучшим результатам

Одиннадцать процентов всех родов во всем мире являются преждевременными или происходят до 37 недель беременности, а на причины смерти, связанные с преждевременными родами, приходится значительное число младенческих смертей, а также долгосрочные неврологические нарушения. В настоящее время предпринимаются усилия, в том числе инициатива Национального института здоровья детей и развития человека Юнис Кеннеди Шрайвер по сокращению количества факультативных родов до 39 недель беременности. Теперь два новых лонгитюдных исследования, опубликованных в журнале «Развитие ребенка», предлагают понимание того, как уменьшить проблемы, связанные с преждевременными родами.

В первом исследовании израильские исследователи обнаружили, что ранний положительный уход может снизить риски, связанные с преждевременными родами. Это исследование было проведено в Университете Бен-Гуриона в Негеве и Медицинском центре Университета Сорока.

Во втором исследовании норвежские исследователи определили вмешательство, связанное с лучшими результатами для недоношенных детей в более позднем детстве. Это исследование проводилось в Университетской больнице Северной Норвегии и Арктическом университете Норвегии в Тромсё.

Дети, рожденные недоношенными, подвергаются повышенному риску плохих когнитивных и социальных результатов на протяжении всего детства, а факторы окружающей среды, такие как воспитание детей, могут увеличивать или уменьшать этот риск. Исследователи из Израиля изучили 150 семей с двумя родителями с низким и средним доходом; около половины детей родились недоношенными (28-34 недели) без серьезных медицинских осложнений, а половина родилась доношенными. Когда детям было 6 месяцев, каждый родитель заполнял анкеты для оценки эмоционального дистресса (симптомы депрессии и тревоги, а также стресс от родителей). Кроме того, семейное тепло и сотрудничество оценивались на основе видеозаписей взаимодействия родителей и младенцев, играющих вместе. Когда младенцам исполнилось 12 месяцев, исследователи оценили когнитивные и социальные компетенции младенцев.

В целом, на недоношенных младенцев в большей степени влияло качество среды их ухода, чем на их доношенных сверстников: недоношенные младенцы, подвергавшиеся высокому уровню эмоционального стресса от своих матерей и напряженным, отказавшим от сотрудничества отношениям в их семьях, имели худшие когнитивные и социальные результаты, чем у доношенных младенцев. Однако у недоношенных младенцев, которые подвергались низкому уровню материнского дистресса и имели теплые, основанные на сотрудничестве семейные отношения, были аналогичные когнитивные результаты и даже лучшие социальные способности, чем у доношенных младенцев. Эмоциональный стресс матери и качество семейных отношений не повлияли на когнитивное и социальное развитие доношенных детей.

Младенцы в этом исследовании не подвергались воздействию социальных условий высокого риска (e.грамм., домашнее насилие, злоупотребление психоактивными веществами или психические расстройства). Воздействие таких экстремальных экологических обстоятельств может повлиять на исходы как у недоношенных, так и у доношенных детей. Таким образом, исследователи пришли к выводу, что на недоношенных детей больше влияет среда, в которой они ухаживают, в пределах нормального диапазона экологического функционирования.

"Мы обнаружили, что недоношенные дети особенно чувствительны как к отрицательному, так и к положительному влиянию воспитания на развитие," объясняет Ноа Герон-Села, научный сотрудник Университета Северной Каролины в Чапел-Хилл, которая руководила исследованием, когда она была в Университете Бен-Гуриона в Негеве. "В то время как стрессовая родительская среда предсказывала низкие результаты развития, положительный опыт ухода за детьми смягчал негативное влияние недоношенности на когнитивное развитие детей и способствовал их способности к социальному общению. Результаты исследования могут помочь определить типы медицинского наблюдения и ухода за недоношенными детьми. В частности, рутинный надзор за здоровьем может включать мониторинг симптомов эмоционального расстройства матери и может способствовать установлению позитивных отношений между членами семьи.

Исследование финансировалось попечителями израильских фондов.

В исследовании, проведенном в Норвегии, исследователи стремились определить, может ли кратковременное вмешательство в неонатальный период повлиять на поведенческое развитие преждевременно рожденных детей. Около 40 процентов детей, родившихся до 37 недель, имеют проблемы с вниманием и адаптацией в начальной школе, что часто требует специализированных образовательных и психиатрических услуг.

Исследователи предложили родителям 72 недоношенных детей раннее краткосрочное вмешательство в течение четырех недель после рождения. Вмешательство, называемое Программой взаимодействия с матерью и младенцем (MITP), состоит из 11 одночасовых занятий (некоторые в больнице перед выпиской, некоторые дома), во время которых родители могут рассказать о своем опыте, связанном с беременностью и родами, при поддержке медсестра и узнайте, как интерпретировать сильные и слабые стороны своих детей. Цели программы заключались в том, чтобы способствовать более чуткому и позитивному взаимодействию родителей и детей, а также повысить энтузиазм родителей по отношению к своим детям и их чувство расширения прав и возможностей как родителей.

После завершения программы исследователи получили отчеты от родителей и учителей о поведении детей в возрасте до 9 лет. Поведенческое развитие 72 детей, родившихся недоношенными, сравнивалось с развитием 74 детей, родившихся недоношенными, которые не принимали участие в вмешательстве, и 75 детей, родившихся доношенными и также не участвовавших в вмешательстве. Дети, рожденные недоношенными (до того, как их матери достигли 37 недель беременности), весили менее 2000 граммов (4 фунта, 6 кг).5 унций) при рождении.

В возрасте 7 и 9 лет у детей, родители которых участвовали в вмешательстве, было значительно меньше проблем с вниманием, чем у недоношенных детей, родители которых не участвовали в MITP, и они более успешно адаптировались к школе. В возрасте 9 лет учителя и родители недоношенных детей, родители которых участвовали в MITP, оценили поведенческие проблемы, а также социальные и академические компетенции этих детей как те же, что и у доношенных детей. Дети, родившиеся недоношенными, родители которых не принимали участие в программе, воспринимались учителями как более трудные в повседневной жизни в возрасте 9 лет, чем недоношенные дети, родители которых участвовали в программе MITP. Дальнейшее подтверждение результатов: родители недоношенных детей, которые не принимали участие в вмешательстве, сообщали, что они обращались за помощью и направлениями в детские психиатрические службы в два раза чаще, чем родители, принимавшие участие в программе MITP.

"Наши результаты показывают, что раннее вмешательство работает для родителей и детей, перенесших преждевременные роды," говорит Ингер Полин Ландсем, докторант Университетской больницы Северной Норвегии и Арктического университета Норвегии, которая руководила исследованием. "С помощью программы MITP дети, рожденные недоношенными, могут преодолеть трудности, о которых чаще всего сообщается в раннем школьном возрасте."

Исследование финансировалось Северным региональным управлением здравоохранения Норвегии.